Храм-мученик. История.
Двадцать лет назад здесь, на месте где сейчас стоит «эта церковь-невеста», ничего не было, кроме развалин.
В дошедших до нашего времени документах 1580-х годов упоминается «Димитровская церковная земля» близ деревни Аничково (впоследствии — село Анискино).
Небольшое село Анискино на реке Клязьме в 1638 году принадлежало думскому дьяку Данилову, а в 1671 году было приписано к землям Потешного двора. В 1687 году сельцо значится в вотчине Алексея Васильевича Плещеева. Его сын, Федор Алексеевич Плещеев, в 1722 году построил здесь деревянную церковь в честь Рождества Богородицы с приделом покровителя православных воинов великомученика Димитрия Солунского.
В 1738 году по прошению полковника Алексея Григорьевича Плещеева была выдана храмозданная грамота на строительство каменного храма. Попечением семейства «онаго полковника» храм был построен, и в 1742 году был освящен левый придел святителя Алексия, митрополита Московского, а позднее — и остальные приделы: главный во имя Рождества Богородицы и правый — во имя святителя Николая Чудотворца, одного из наиболее почитаемых на Руси святых. В 1808 году были пристроены трапезная и трехъярусная колокольня. В 1835 году территория храма была обнесена оградой на каменных столбах с трех- частными воротами и часовней Иверской иконы Божией Матери.
На погосте до последних лет сохранялись надгробия разного времени, в том числе над могилами владельцев: Плещеевых и Четвериковых.
В середине XIX века село Анискино принадлежало помещикам Губину и Кареевой. Здесь были небольшие ткацкие фабрики купцов Кожевниковых и Кошелева. С конца XIX века до 1917 года владельцами села и благодетелями анискинского храма была семья Четвериковых — суконно- заводчиков и меценатов.
Старший брат Сергей Иванович основал в соседнем селении Городищи знаменитую суконную фабрику, продукция которой шла на экспорт даже в Англию.
Младший брат Дмитрий Иванович Четвериков — известный меценат — был владельцем сел Анискино, Кашинцево и Солнцево. Он и его жена Александра Алексеевна похоронены в ограде храма.
Семья Четвериковых имела родственные связи с семьей щелковских суконных фабрикантов по фамилии Кёнеман, из рода которых происходит наш настоятель протоиерей Сергий Казаков.
Благодать Божия долго не отходила от этого места.
Эта Церковь-невеста –
место встреч и общенья
Наших бедных усталых
и измученных душ
С нашим Господом Сущим
от момента Крещенья
До последней дороги
на Его Страшный Суд.
Вместе со всем православным народом духовенство и прихожане храма смело вступили в жуткую реальность XX века, в самом начале которого храм был отремонтирован и перестроен в духе времени.
В 1918 году начались гонения на Церковь.
Мучениками становились храмы и люди.
В 1922 году анискинский храм наряду с другими был разграблен
Из него было изъято 400 кг цветного металла. Это были серебряные и золотые украшения святынь, пожертвованные многими поколениями прихожан.
Первый удар гонений обрушился и на священнослужителей.
Сергей Кудрявцев и Екатерина Павлова в день венчания в Елоховском соборе.1904г
Священномученик протоиерей Сергий Дмитриевич Кудрявцев родился 1 июля 1881 г. во Фрянове в семье псаломщика.
После окончания Вифанской духовной семинарии он служил учителем в церковно-приходской школе, потом — псаломщиком в храмах Бронницкого и Богородского уездов.
Отец Сергий Кудрявцев с дочерью Ольгой и женой.
С 1908 г. отец Сергий служит диаконом в храме Рождества Богородицы села Анискино. В 1911 г. он был рукоположен во священника к этому храму, и вскоре стал его настоятелем. В Анискино родились его дочь Ольга и сыновья Борис и Алексей.
После того как в 1914 г. протоиерей Сергий Кудрявцев был призван военным священником на Германскую войну, настоятелем храма стал его старший брат протоиерей Николай Кудрявцев.
С 1916 года отец Сергий служит в храмах Серпуховского уезда, а в 1930 году — опять в Анискино.
Матушка Катерина, сын Николай и о. Сергий.
В середине 30-х годов начались массовые ссылки священнослужителей, а в конце 30-х — почти все они были расстреляны.
Не миновала сия чаша и священномученика Сергия Кудрявцева.
Он был сослан за 101 километр от Москвы в Киржачский район.
Изредка, поздней ночью, когда все уже спали, и он мог остаться незамеченным, отец Сергий приезжал повидаться со своей семьей, которая ютилась в то время в маленьком деревянном домике подмосковного поселка Перерва. И, так же стараясь остаться незамеченным, рано утром, еще затемно, он возвращался в ссылку.
В 1937 году, видимо по окончании ссылки, отец Сергий смог, наконец, вернуться к совершению богослужений, и стал настоятелем Крестовоздвиженского храма г. Хвалынска Саратовской области.
Однако прослужить ему пришлось недолго. В это страшное время быть священнослужителем означало быть приговоренным к смерти. И отец Сергий, так же просто и смиренно, как жил всю свою жизнь, взошел на Голгофу.
27 ноября 1937 года протоиерей Сергий Кудрявцев был арестован НКВД. На допросах он твердо и уверенно отверг все обвинения в «контрреволюционной деятельности» и никого не оговорил.
10 декабря 1937 года священномученик Сергий Дмитриевич Кудрявцев был приговорен к расстрелу, а 15 декабря 1937 года — расстрелян в г. Вольске Саратовской области.
В 1958 году дело было пересмотрено, и «за отсутствием состава преступления» Кудрявцев С. Д. был реабилитирован, но письмо с извещением об этом так и не нашло своих адресатов — родственников отца Сергия.
В 2006 году священномученик протоиерей Сергий Кудрявцев был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских.
Арестами, высылками и расстрелами запугав народ, богоборческая власть упорно стремилась под разными предлогами закрыть церковь.
Быть такого не может!
В эти черные дни
Пусть печаль нас не гложет –
Мы с тобой не одни.
И в годины лихие,
Там, где ворог любой,
Встанут наши святые
Нерушимой стеной.
Встанет Матерь Святая
На Афоне, в Москве,
И врагов наших стая
Улетит как во сне.
В селе Анискино Покров Божией Матери долго сохранял храм: по воспоминаниям старожилов богослужения были прекращены здесь только в тысяча девятьсот тридцать восьмом году, когда арестовали последнего священника.
В годы «безбожной пятилетки» в храмах проводились сфабрикованные НКВД так называемые «проверки ГОРФО». В Анискинском храме в результате такой проверки в 1939 году был составлен акт на недостачу «церковных вещей» на сумму 2920 рублей. А в 1940 году недостача обнаружена на сумму семьсот пятьдесят рублей.
Постановлением ВЦИК от 8 апреля 1929 года закрытые храмы было предписано ликвидировать.
В 1941 году Анискинский храм, как и его настоятель, был обречен на уничтожение.
По документу «О ликвидации здания культа» от 1 марта 1941 года храм было решено взорвать, и церковь была закрыта якобы по решению общего собрания граждан (протокол «собрания» был «подписан» только 10 мая 1941 года).
5 марта 1941 года в с. Анискино присылается «специалист по смыву золота» с иконостасов, а храм передается райпромкомбинату. По акту от 18 апреля 1941 г. сдана позолота с иконостаса размером 100 кв. метров.
Уничтожить храм в первый раз помешало начало Великой Отечественной войны. Но все имущество церкви было уничтожено: были проданы кирпичная ограда, гробница от святых мощей (за 15 руб.), за такую же сумму был продан шкаф из церкви.
Впоследствии в здании храма размещались цеха ткацкой фабрики и склады, а с 70-х годов он был совсем заброшен и постепенно пришел в полное запустение. Белый камень растащили по домам, ограду — по огородам. Исчезла даже черная мраморная плита с надгробия последних владельцев этого места Четвериковых.
В 1980 году храму опять грозило уничтожение, как объекту «не подлежащему восстановлению», чтобы не мозолил глаза иностранцам, которые будут приезжать на Олимпиаду.
Но Покров Божией Матери и разросшиеся кусты укрыли храм, он выстоял и был спасен во второй раз.
Страшно смотреть на руины храма. Но еще страшнее становится от сознания того, что это только видимый знак ужасающей духовной разрухи.
Мерзость запустения, 1985 г
Еще почти целое десятилетие израненный храм дожидался своего воскресения.
Но вот в обезображенных развалинах засияли лучи Веры во всемогущество Божие. Лучи надежды на Покров Божией Матери. Лучи любви к Дому Божию. Ведомые Духом Святым, сюда пришли первые добровольцы и с пением «Царице моя Преблагая» стали расчищать завалы.
В конце 1989 года Указом Управляющего Московской Епархией Его Высокопреосвященства Митрополита Крутицкого и Коломенского
Ювеналия, который, увидев поруганную святыню, благословил начать ее восстановление, была сформирована церковная община, и остатки храма передали верующим.»
6 февраля 1990 года, на память Блаженной Ксении Петербургской, настоятелем храма Рождества Богородицы в селе Анискино назначается священник Сергий Казаков.
9 февраля 1990 года. Вечерние сумерки. В руинах, когда-то называвшихся храмом, после более чем полувекового перерыва совершается первый водосвятный молебен на месте бывшего и будущего алтаря. Пронизывающий зимний ветер то и дело гасит мерцающие огоньки свечей. Но в душе молодого священника и нескольких пожилых женщин сияет свет нарождающейся новой жизни храма.
Евхаристия Первые молебны
14 февраля 1990 г., накануне Сретения Господня, было отслужено первое всенощное бдение, а 16 февраля была совершена первая Божественная литургия в сторожке около развалин храма.
Постепенно восстанавливался храм, собирался приход, и видно было, как преображались души людей.Двенадцать священнослужителей в начале своей церковной жизни были так или иначе связаны с Анискинским храмом. Одни вышли из него, другие служили в нем.
В настоящее время храм полностью восстановлен и расписан. В 1997 году храм был освящен.
В церкви хранятся иконы, привезенные из Иерусалима и со Святой горы Афон, а также частицы мощей и святыни разных угодников Божиих.
С Благовещенья этого же года Божественная литургия служится уже в самом храме.
Престольный праздник Рождества Богородицы в 1990 году проходил уже в храме, который был весь в строительных лесах. Божественную литургия совершал наш Правящий архиерей, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.
Воскресший храм, 2002 г
С 1998 года во вновь построенном на территории храма здании действует Православная классическая гимназия «Ковчег» с храмом во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
Действует также воскресная школа для взрослых.
В стадии строительства — крестильный храм в честь иконы Божией Матери «Троеручица» и вторая очередь гимнази.
Эта Церковь-невеста – каравелла спасенья
Нас уносит по морю катаклизмов и лжи
Не в мятежную гавань суеты и веселья,
А в спокойную заводь умиленной души.