История храма

Храм-мученик. История.

церковь - невеста

церковь 1

         Двадцать лет назад здесь, на месте где сейчас сто­ит «эта церковь-неве­ста», ничего не было, кроме развалин.

В дошедших до нашего вре­мени документах 1580-х годов упоминается «Димитровская церковная земля» близ деревни Аничково (впоследствии — село Анискино).

Небольшое село Анискино на реке Клязьме в 1638 году принадлежало думскому дьяку Данилову, а в 1671 году было приписано к землям Потеш­ного двора. В 1687 году сельцо значится в вотчине Алексея Ва­сильевича Плещеева. Его сын, Федор Алексеевич Плещеев, в 1722 году построил здесь де­ревянную церковь в честь Рож­дества Богородицы с приделом покровителя православных воинов великомуче­ника Димитрия Солунского.

В 1738 году по прошению полковника Алексея Григорьевича Плещеева была выдана храмозданная грамота на строительство ка­менного храма. Попечением семейства «онаго полковника» храм был построен, и в 1742 году был освящен левый придел святителя Алексия, митрополита Московского, а позднее — и ос­тальные приделы: главный во имя Рождества Богородицы и правый — во имя святителя Николая Чудотворца, одного из наиболее по­читаемых на Руси святых. В 1808 году были пристроены трапезная и трехъярусная коло­кольня. В 1835 году территория храма была обнесена оградой на каменных столбах с трех- частными воротами и часов­ней Иверской иконы Божией Матери.

На погосте до последних лет сохранялись надгробия разного времени, в том числе над могилами владельцев: Пле­щеевых и Четвериковых.

В середине XIX века село Анискино принадлежало по­мещикам Губину и Кареевой. Здесь были небольшие ткац­кие фабрики купцов Кожев­никовых и Кошелева. С конца XIX века до 1917 года владель­цами села и благодетелями анискинского храма была се­мья Четвериковых — суконно- заводчиков и меценатов.

Старший брат Сергей Ива­нович основал в соседнем селении Городищи знаменитую суконную фабрику, продукция ко­торой шла на экспорт даже в Англию.

Младший брат Дмитрий Иванович Четве­риков — известный меценат — был владельцем сел Анискино, Кашинцево и Солнцево. Он и его жена Александра Алексеевна похоронены в огра­де храма.

Семья Четвериковых имела родственные связи с семьей щелковских суконных фабри­кантов по фамилии Кёнеман, из рода которых происходит наш настоятель протоиерей Сергий Казаков.

Благодать Божия долго не отходила от этого места.

       Эта Церковь-невеста –

                                  место встреч и общенья                    

Наших бедных усталых

и измученных душ

             С нашим Господом Сущим

        от момента Крещенья

     До последней дороги

          на Его Страшный Суд. 

Вместе со всем православ­ным народом духовенство и прихожане храма смело всту­пили в жуткую реальность XX века, в самом начале которо­го храм был отремонтирован и перестроен в духе времени.

В 1918 году начались гоне­ния на Церковь.

Мучениками становились храмы и люди. 

                                       вновь христа распинают

                  В 1922 году анискинский храм наряду с другими был разграблен

Из него было изъято 400 кг цветного металла. Это были се­ребряные и золотые украшения святынь, пожертвованные мно­гими поколениями прихожан.

Первый удар гонений об­рушился и на священнослужителей.

венчание кудрявцева

Сергей Кудрявцев и Екатерина Павлова в день венчания в Елоховском соборе.1904г

         Священномученик протоиерей Сергий Дмитриевич Кудрявцев родился 1 июля 1881 г. во Фрянове в семье пса­ломщика.

После окончания Вифанской духовной семинарии он служил учителем в церковно-приходской школе, по­том — псаломщиком в храмах Бронницкого и Богородского уездов.

   кудрявцев с семьей

Отец Сергий Кудрявцев с дочерью Ольгой и женой.

        С 1908 г. отец Сергий служит диаконом в храме Рождества Богородицы села Анискино. В 1911 г. он был рукоположен во священника к этому храму, и вскоре стал его настоятелем. В Анискино родились его дочь Ольга и сы­новья Борис и Алексей.

После того как в 1914 г. протоиерей Сергий Кудрявцев был призван военным священ­ником на Германскую войну, настоятелем храма стал его старший брат протоиерей Ни­колай Кудрявцев.

С 1916 года отец Сергий служит в храмах Серпуховско­го уезда, а в 1930 году — опять в Анискино.

семья кудрявцеваМатушка Катерина, сын Николай и о. Сергий.

            В середине 30-х годов на­чались массовые ссылки свя­щеннослужителей, а в конце 30-х — почти все они были рас­стреляны.

Не миновала сия чаша и священномученика Сергия Кудрявцева.

Он был сослан за 101 кило­метр от Москвы в Киржачский район.

Изредка, поздней ночью, когда все уже спали, и он мог остаться незамеченным, отец Сергий приезжал повидаться со своей семьей, которая юти­лась в то время в маленьком деревянном домике подмосков­ного поселка Перерва. И, так же стараясь остаться незамечен­ным, рано утром, еще затемно, он возвращался в ссылку.

В 1937 году, видимо по окончании ссылки, отец Сергий смог, наконец, вер­нуться к совершению бого­служений, и стал настоятелем Крестовоздвиженского храма г. Хвалынска Саратовской об­ласти.

Однако прослужить ему пришлось недолго. В это страшное время быть священнослужи­телем означало быть приговоренным к смер­ти. И отец Сергий, так же просто и смиренно, как жил всю свою жизнь, взошел на Голгофу.

27 ноября 1937 года протоиерей Сергий Кудрявцев был арестован НКВД. На допросах он твердо и уверенно отверг все обвинения в «контрреволюционной деятельности» и нико­го не оговорил.

10 декабря 1937 года священномученик Сер­гий Дмитриевич Кудрявцев был приговорен к расстрелу, а 15 декабря 1937 года — расстрелян в г. Вольске Саратовской области.

В 1958 году дело было пересмотрено, и «за отсутствием состава преступления» Куд­рявцев С. Д. был реабилитирован, но письмо с извещением об этом так и не нашло своих ад­ресатов — родственников отца Сергия.

В 2006 году священномученик протоиерей Сергий Кудрявцев был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских.

 сщмуч кудрявцев

Арестами, высылками и расстрелами запугав народ, богоборческая власть упорно стремилась под разными предлогами закрыть церковь.

Быть такого не может!

В эти черные дни

Пусть печаль нас не гложет –

Мы с тобой не одни.

И в годины лихие,

Там, где ворог любой,

Встанут наши святые

Нерушимой стеной.

 Встанет Матерь Святая

На Афоне, в Москве,

И врагов наших стая

Улетит как во сне.

 В селе Анискино Покров Божией Мате­ри долго сохранял храм: по воспоминаниям старожилов богослужения были прекраще­ны здесь только в тысяча девятьсот тридцать восьмом году, когда арестовали последнего священника.

В годы «безбожной пятилетки» в храмах проводились сфабрикованные НКВД так назы­ваемые «проверки ГОРФО». В Анискинском хра­ме в результате такой проверки в 1939 году был составлен акт на недостачу «церковных вещей» на сумму 2920 рублей. А в 1940 году недостача обнаружена на сумму семьсот пятьдесят рублей.

Постановлением ВЦИК от 8 апреля 1929 года закрытые храмы было предписано ликвидиро­вать.

В 1941 году Анискинский храм, как и его на­стоятель, был обречен на уничтожение.

По документу «О ликвидации здания культа» от 1 марта 1941 года храм было решено взорвать, и церковь была закрыта якобы по решению об­щего собрания граждан (протокол «собрания» был «подписан» только 10 мая 1941 года).

5 марта 1941 года в с. Анискино присылает­ся «специалист по смыву золота» с иконостасов, а храм передается райпромкомбинату. По акту от 18 апреля 1941 г. сдана позолота с иконостаса размером 100 кв. метров.

Уничтожить храм в первый раз помешало начало Великой Отечественной войны. Но все имущество церкви было уничтожено: были про­даны кирпичная ограда, гробница от святых мо­щей (за 15 руб.), за такую же сумму был продан шкаф из церкви.

Впоследствии в здании храма размещались цеха ткацкой фабрики и склады, а с 70-х годов он был совсем заброшен и постепенно пришел в полное запустение. Белый камень растащили по домам, ограду — по огородам. Исчезла даже черная мраморная плита с надгробия последних владельцев этого места Четвериковых.

В 1980 году храму опять грозило уничтоже­ние, как объекту «не подлежащему восстанов­лению», чтобы не мозолил глаза иностранцам, которые будут приезжать на Олимпиаду.

Но Покров Божией Матери и разросшиеся кусты укрыли храм, он выстоял и был спасен во второй раз.

Страшно смотреть на руины храма. Но еще страшнее становится от сознания того, что это только видимый знак ужасающей духов­ной разрухи.

мерзость запустения

Мерзость запустения, 1985 г

       Еще почти целое десятилетие израненный храм дожидался своего воскресения.

Но вот в обезображенных развалинах за­сияли лучи Веры во всемогущество Божие. Лучи надежды на Покров Божией Матери. Лучи люб­ви к Дому Божию. Ведомые Духом Святым, сюда пришли первые добровольцы и с пением «Цари­це моя Преблагая» стали расчищать завалы.

завалы

В конце 1989 года Указом Управляющего Московской Епархией Его Высокопреосвящен­ства Митрополита Крутицкого и Коломенского

Ювеналия, который, увидев поруганную святы­ню, благословил начать ее восстановление, была сформирована церковная община, и остатки хра­ма передали верующим.»

6 февраля 1990 года, на память Блаженной Ксении Петербургской, настоятелем храма Рож­дества Богородицы в селе Анискино назначается священник Сергий Казаков.

молодой священник

9 февраля 1990 года. Вечерние сумерки. В руинах, когда-то называвшихся храмом, после более чем полувекового перерыва совершается первый водосвятный молебен на месте бывше­го и будущего алтаря. Пронизывающий зимний ветер то и дело гасит мерцающие огоньки свечей. Но в душе молодого священника и нескольких пожилых женщин сияет свет нарождающейся новой жизни храма.

евхаристия и молебны

                                          Евхаристия                 Первые молебны

время благодатное

                14 февраля 1990 г., накануне Сретения Гос­подня, было отслужено первое всенощное бде­ние, а 16 февраля была совершена первая Боже­ственная литургия в сторожке около развалин храма.

Постепенно восстанавливался храм, соби­рался приход, и видно было, как преображались души людей.Двенадцать священнослужителей в нача­ле своей церковной жизни были так или иначе связаны с Анискинским храмом. Одни вышли из него, другие служили в нем.

В настоящее время храм полностью восста­новлен и расписан. В 1997 году храм был освящен­.

В церкви хранятся иконы, привезенные из Иерусалима и со Святой горы Афон, а также частицы мощей и святыни разных угодников Божиих.

С Благовещенья этого же года Божествен­ная литургия служится уже в самом храме.

Престольный праздник Рождества Богороди­цы в 1990 году проходил уже в храме, который был весь в строительных лесах. Божественную литур­гия совершал наш Правящий архиерей, митропо­лит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

воскресший храм

                                         Воскресший храм, 2002 г

С 1998 года во вновь построенном на тер­ритории храма здании действует Православ­ная классическая гимназия «Ковчег» с храмом во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Действует также воскресная школа для взрослых.

В стадии строительства — крестильный храм в честь иконы Божией Матери «Троеручица» и вторая очередь гимнази.

 

Эта Церковь-невеста – каравелла спасенья

Нас уносит по морю катаклизмов и лжи

Не в мятежную гавань суеты и веселья,

А в спокойную заводь умиленной души.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *